Фоторепортаж с московского фестиваля Хари-катхи 2010

Фоторепортаж с московского фестиваля Хари-катхи 2010

Шримати Шьямарани деви даси

Москва, 8-12 августа 2010


На Москву обрушилась никогда доселе невиданная, аномальная тепловая волна. Вокруг города горели леса и торфяники. Пожары опустошали все вокруг и наполняли воздух ядовитым дымом. Все это стало причиной множества несчастных случаев и всплеска смертности. За два дня до запланированного прибытия Шрилы Нараяны Госвами Махараджа в Москве были закрыты аэропорты. Правительство Российской Федерации издало указ «О чрезвычайном положении в Москве по причине пожаров», и в результате два других крупных популярных фестиваля, которые должны были пройти в то же время, были отменены. Все произошло столь внезапно и неожиданно, что некоторые преданные и гости, едва приехав в Москву – тут же развернулись и разъехались по домам.

Преданные, принимавшие участие в организации фестиваля, связались с секретарем Шрилы Махараджа, Враджанатхом дасом Адхикари, и сообщили обо всех опасностях. Вскоре Враджанатх дас передал в Россию ответ Шрилы Махараджа, который звучал так: «Пожалуйста, не волнуйтесь. Я скоро приеду».

Узнав, что фестиваль все-таки состоится, несколько сотен преданных, прибывших в Москву к тому времени, залились слезами радости.

Однако из-за лесных пожаров милиция не позволила провести фестиваль в том санатории, на ремонт которого были потрачены тысячи долларов и недели напряженной работы. Поэтому организаторы временно разместили преданных и гостей в близлежащих лесах и гостиницах, а сами занялись поиском новой площадки для проведения фестиваля. Наконец-то молитвы преданных были услышаны и место было найдено. По милости Гуру и Гауранги, удалось быстро договориться с новым местом о проведении фестиваля – и весь фестиваль, включая несколько сотен преданных и всю фестивальную атрибутику, снова переехал, на этот раз в поселение «Этномир».

И вот, 8 августа, самолет со Шрилой Махараджем приземлился в аэропорту Домодедово, как и было запланировано. И это было настоящим чудом. Ведь аэропорт был закрыт, и рейсы отменялись один за другим. И все же самолет Шрилы Гурудева прилетел, в то время как все остальные рейсы, как показывало табло, были отменены. У входа в аэропорт собралось более ста пятидесяти преданных, которые пели громкий киртан и в экстазе воспевали Святые Имена, несмотря на попытки милиции этому воспрепятствовать.


Шрила Махарадж в аэропорту

По прибытии Шрила Махарадж остановился на ночь в пригородном отеле с кондиционером и системой очистки воздуха. А на следующее утро он отправился на машине на место проведения фестиваля, расположенное в 150 км от города, где воздух был значительно чище.

Наконец-то, долгожданная встреча!

Итак, выбранный заранее санаторий, где планировалось провести Фестиваль, правительство закрыло по причине «несоответствия здания нормам пожарной безопасности». Однако, благодаря общим усилиям организаторов и всех преданных, всего за пару дней чудесным образом удалось найти новое место – этнический центр культуры и отдыха, расположенный в экологически-чистой лесной зоне – и организовать все необходимое для проведения фестиваля там.

Условия были очень скромными, кухни не было. Изобретательные преданные за несколько часов разбили кухню и расселили около 700 человек в домиках, палатках и индейских вигвамах. Кто бы мог представить, что, имея в распоряжении всего два котла и единственную печь на дровах, можно приготовить восхитительный пир из четырех блюд! (Посмотреть видео о месте проведения фестиваля можно по ссылке).

Приветствие божеств в сферическом пандале - храме

Войдя в шатер-пандал в первый вечер своего прибытия, Шрила Махарадж начал говорить о славе Шримад-Бхагаватам. Однако через 15 минут он внезапно прервал хари-катху и, сославшись на невыносимую жару, удалился. Преданные не могли удержаться от слез, думая о том, какие мучения пережил Шрила Махарадж в душном шатре, после того, как в 90 лет проделал изнурительное путешествие из Индии, чтобы даровать им свой даршан. Они также плакали о самих себе – о том, что потеряли, едва успев обрести, его долгожданное общество и что оказались не в силах исправить ситуацию.

Вот так, в настроении саднящей беспомощности и разлуки, они продолжили хари-катху и киртан, следуя приказу Шрилы Махараджа. В то же время в глубине сердца они знали, что, Гурудев – трансцендентная личность, и он явил эту лилу, чтобы проникнуть в сердца преданных, усилить их чувство разлуки и одновременно внутренней встречи, тем самым очищая их сердца от материальной скверны.

Организаторы понимали, что единственным выходом было – переместить лекции Шрилы Махараджа на раннее утреннее время, когда воздух еще прохладный. Поэтому на следующий день Шрила Махарадж пришел в шатер в 6 утра и продолжил лекцию по первой главе Шримад-Бхагаватам. На третье и последнее утро он рассказал всем преданным и гостям сладостную лилу с Ягья-патни, женами брахманов, которые пришли в лес, чтобы встретиться с Кришной. Видео этой лекции доступно на www.purebhakti.tv.


В 9 утра у домика Шрилы Махараджа состоялась церемония посвящения. В тот день 190 преданных получили харинаму или дикшу. И потом, в течение всего дня, небольшие группы преданных приезжали из других городов, чтобы получить посвящение. (Всего во время фестиваля было инициировано около 220 человек.)

Накануне своего отъезда, как раз перед началом вечерней лекции, которую вели санньяси, Шрила Махарадж сидел на крыльце своего домика. Вокруг него расположились около 30 преданных и гостей, которые задавали ему вопросы:

Сита Тхакурани даси: Гурудев, у меня так много недостатков. Как же мне служить вам?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Не волнуйся. Твои недостатки скоро исчезнут.

Шрипад Неми Махарадж: Гурудев, вот этот человек – гость фестиваля. Он совершенно новый.

Гость: Кто я?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Ты частичка Верховного Господа Кришны. Твой дом не здесь, не в материальном мире. Сюда ты попал по ошибке. Но по благой удаче теперь ты обрел садху-сангу, поэтому постепенно ты осознаешь кто ты. Через много лет ты обретешь бхакти и, благодаря практике бхакти, достигнешь Голоки Вриндавана.

Гость: Чья это была ошибка?

Шрипад Неми Махарадж: Это была его собственная ошибка?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Да. Ты допустил так много ошибок. И в результате ты стал думать: «Этот мир реален. Я – это тело. Все, что я вижу – истинно». Но ты со временем осознаешь, что ты – не это тело. И этот мир – неистинный. «Неистинный», значит, – конечный, временный.

Преданный: Спасибо Вам, что приехали в Россию.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: А вам спасибо, что приехали на фестиваль.

Преданный: Можем ли мы надеяться, что вы приедете снова?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Ох, не стоит возлагать на это надежды. Может случиться так, что я приеду, но с вероятностью 95% не приеду. В моем возрасте путешествия становятся редкой возможностью. Но поскольку эта программа в России была запланирована заранее, я приехал.

Преданный: Шрила Гурудев, в "Бхаджана-рахасье" Бхактивинода Тхакур описывает метод воспевания Святых Имен. Это единственный метод, или есть и другие?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Есть только один способ, чтобы практиковать бхакти-йогу. [Бесплатно скачать эту книгу можно на нашем сайте.]  У Шьямарани есть вопрос?

Шьямарани даси: Да, есть. Я только что давала лекцию, и один из преданных задал мне вопрос. Он, якобы, слышал от Вас, что, поскольку Махапрабху – это Радха и Кришна вместе, то Божествам Гаура-Нитаю можно поклоняться в настроении Радхи и Кришны.

Шрипад Мадхава Махарадж: Гурудев никогда этого не говорил. [* - см. приложение в конце]

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Это правда, что Махапрабху – это Радха и Кришна вместе. Он учил этому Своей жизнью и Своим примером. Только после того, как преданный поклоняется Ему какое-то время, как Гауре, его поклонение переходит на Кришну.

Враджанатх дас: Со временем, не сразу.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Сначала поклоняйтесь Шри Чайтанье Махапрабху в настроении дасья-бхавы (покорного слуги). И со временем, когда это поклонение достигнет совершенства, оно само трансформируется в Кришна-бхакти.

Шьямарани даси: Итак, когда они предлагают бхогу (угощения для Кришны) Божествам Гаура-Нитаю, они не должны произносить мантру шрим клим Радха-кришнабхйам сваха? С помощью какой мантры им предлагать бхогу?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Этат найведйам клим гаурая сваха. (О Гаура, я предлагаю себя Тебе. Пожалуйста, прими это угощение).

Махапрабху неотличен от Кришны, поэтому, обращаясь к Гауре, мы произносим биджа-мантру (мантру-семя) «клим», в которой «к» обозначает Кришну, «л» – Радху, а «им» относится к живым существам, занятым в служении Им. Но Нитьянанда прабху – это не Кришна, поэтому Ему мы произносим «Ом нитьянандая сваха». [«Клим» – это биджа-мантра для обращения к Сваям Бхагавану, Шри Кришне во Вриндаване, а «ом» (или «аум») – это биджа-мантра для всех Его воплощений].

Ты целиком состоишь из вопросов.

Шьямарани даси: К счастью, Вы целиком состоите из ответов, так что мне крупно повезло.

Шрипад Падманабха Махарадж: Шрила Гурудев, один вопрос: после фестиваля Ратха-Ятры, беседуя с Сатьяраджем Кханом и другими, Махапрабху велел им воспевать харинаму и служить Вайшнавам. Они спросили: «Кого нужно считать Вайшнавом?». В течение трех последующих лет они трижды задавали Ему этот вопрос. И ответ всякий раз отличался. В первый раз Махапрабху ответил, что Вайшнав – это тот, кто хотя бы однажды произнес имя Кришны.

Шри Чайтанья Махапрабху ответил: «Любого, кто хотя бы раз произнес Святое Имя Кришны, нужно почитать как лучшего из людей». (Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 15.106).

Некоторые преданные спрашивают об этом. В пятом стихе Упадешамриты говорится: «Кришнети йасья гири там манасадрийета», – любому, кто воспевает Святые Имена Кришны, необходимо мысленно оказывать почтение.

Кто этот человек? Относится ли это к тому, кто уже принял дикшу (второе посвящение) и регулярно воспевает Святое Имя? Или же это относится к любому? [** - см. приложение в конце]

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Под дикшей нужно понимать настоящую дикшу, а не просто церемонию. Сейчас нас приняли в школу дикши. Но процесс принятия дикши может занять долгое время. Тот же, кто действительно получил дикшу, сразу вместе с ней получает и дивья-гьяну (трансцендентное знание о собственных вечных взаимоотношениях с Кришной). Он осознает ответы на все вопросы: «Кто такой Кришна?», «Кто я?». Из его сердца уходят все виды анартх (препятствий на пути бхакти). Вот что такое дикша. Раз вы еще задаетесь этим вопросом, значит вы только поступаете в школу дикши.. Пройдет немало времени, пока вы окончите эту школу.

Шрипад Падманабха Махарадж: Махапрабху сказал им: «Вы должны служить Вайшнавам». Вайшнав – это тот, кто хотя бы однажды произнес имя Кришны. Каков должен быть уровень воспевания такого человека?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: В течение трех лет Махапрабху последовательно описывал три уровнях преданных: каништха (преданных низшего уровня), мадхьяма (преданных среднего уровня) и уттама (преданных высшего уровня). Мы должны понимать, что сначала Он говорил о каништха-адхикари, потом мадхьяма-адхикари и, наконец, уттама-адхикари.

Существует также классификация внутри каждого уровня. Так, в каждом уровне можно выделить три подуровня. Например, преданный уровня каништха может относиться к одному из следующих подуровней: каништха-каништха, каништха-мадхьяма и каништха-уттама. Этот принцип разделения на начинающих, средних и продвинутых можно применить также к преданным уровней мадхьяма и уттама.

Так, Шукадева Госвами – это уттама-адхикари, но Нарада Риши – это уттама-уттама. Нарада – это Гуру всех сампрадай. И хотя он рассказал немало историй о своем духовном развитии в Сатья-югу, Двапара-югу и Кали-югу, он никогда не был обусловленной душой. Внешне он вел себя, как обычный человек, но в действительности он – вечно совершенная душа.

Несмотря на то, что Бхарата Махарадж дошел до уровня бхава-бхакти, он потерял три рождения [из-за привязанности к олененку]. И что с ним случилось, когда он родился в третий раз? Он начал с уровня каништха-уттама. В следующей жизни, в теле оленя, он достиг более высокого уровня. И наконец, когда в третьей жизни он воплотился в облике Джады Бхарата, его бхаджан достиг совершенства.

Экстатичные киртаны по вечерам

Утром 12 августа Шрила Махарадж покинул фестиваль, чтобы успеть в Индию к началу Джулана-ятры (к 20 августа).



Примечания

* - Из книги Шрилы Махараджа «Истоки «Ратха-Ятры»

«Как распознать Вайшнава? Пожалуйста, расскажите, кто Вайшнав и каковы его признаки?» Шри Чайтанья Махапрабху ответил следующими стихами (Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 15.106-108): «Любого, кто хотя бы раз произнес имя Кришны, следует почитать, как лучшего из людей. Просто повторяя Имена Кришны, можно освободиться от всех последствий собственных грехов. Воспевая Святого Имени дает результат всех 9 процессов преданного служения. Не обязательно получать посвящение или проходить какие-то обряды. Достаточно, чтобы на языке вибрировало Святое Имя. Даже люди, принадлежащие к низшим кастам, могут таким образом достичь освобождения».

В доказательство к этому Чайтанья Махапрабху процитировал шлоку из Пуран: Святое Имя Господа Кришны привлекательно для многих благочестивых и разумных людей. Оно уничтожает все последствия греховных поступков и настолько могущественно, что доступно всем, исключая, пожалуй, глухонемых, которые не способны воспевать. Оно доступно даже низшим из людей – собакоедам. Святое Имя Кришны повелевает могуществом мукти (освобождения), и Оно неотлично от Самого Кришны. Стоит Святому Имени коснуться языка – оно тут же начинает действовать. Воспевание Святого Имени не зависит от наличия посвящения, заслуг благочестия, пурашчарьи ***. Святое Имя не нуждается ни в каких условиях. Оно полностью самостоятельно.

В конце концов, Шри Чайтанья Махапрабху дал совет: «Всякого, кто повторяет маха-мантру Харе Кришна, следует считать Вайшнавом. Поэтому ему нужно оказывать всяческое уважение. Таким был ответ в первый год. На следующий год Шри Сатьяраджа Кхан вновь задал этот вопрос, и Чайтанья Махапрабху углубил свой ответ: «Вы должны с уважением относиться к тому, кто сосредоточенно воспевает харинаму. Не важно, есть ли у него посвящение, достаточно, чтобы он не наносил оскорблений Вайшнавам и соблюдал основные регулирующие принципы, такие как отказ от азартных игр, курения, мясоедения и прочих грехов. Следует почитать такого человека, потому что он может очиститься от прошлых оскорблений и достичь освобождения».

Через год вновь был задан тот же вопрос. На этот раз Махапрабху объяснил еще подробнее, и теперь его объяснение обрело полноту или завершенность. Через жителей Кульена-грама Он постепенно подводит нас, обычных людей, к пониманию, что, если вы хотите развиваться духовно, вы должны принять посвящение. Шри Чайтанья Махапрабху Сам принял посвящение. Вам не удастся ощутить на себе благоприятное влияние Святого Имени, если вопреки наставлениям Шрилы Рупы Госвами, Шрилы Санатаны Госвами и Махапрабху вы не станете принимать посвящение.

Ответы, которые Шри Чайтанья Махапрабху дал в первый и второй годы, предназначены, чтобы вдохновить тех, кто еще не знает, что необходимо получить посвящение. Однако те, кто желает стать чистым преданным и слушать хари-катху из уст чистого преданного, должны принять посвящение, отказаться от всех оскорблений и осознать свои взаимоотношения с Кришной.

** - Гурудев не говорил, что надо поклоняться Гаура-Нитаю как Радха-Кришне. Однако он приветствует поклонение Гауранге как Радха-Кришне. (Прим. переводчика.)

*** - Пурашчарья – пять обязанностей, к которым относится: поклонение Божеству, повторение мантры, подношение предкам, совершение агнихотра-ягйи и кормление брахманов. (Хари-бхакти-виласа, 17.11-12). Слово "пурах" - означает "предварительное", а "чарья" означает "деятельность". Другими словами пурашчарья-видхи – это деятельность, предваряющая дикшу. В нашей школе к ней классически относится общение с преданными, поклонение Божествам и следование четырем регулирующим принципам (отказ от мясоедения, употребления одурманивающих веществ, азартных игр и недозволенных половых связей). Более подробно эта тема освещена в ЧЧ, Мадхья, 15.108. (Прим. редактора.)

Перевод: Таруни даси
Сверка и редактура: Дхаранидхара дас
Корректура: Вамшивадана дас

"В каких бы условиях не оказался преданный, Господь всегда оставляет за ним право повторять Харе Кришна".

(Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, "Шримад-Бхагаватам", 3.15.49 комм.)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2018