Слава Шри Гададхары Пандита

Тридандисвами Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

14 апреля 2010 года мы отмечаем божественный День явления Шри Гададхары Пандита. Хари-катха, которую мы представляем вашему вниманию в честь этого праздника, была рассказана Шрилой Нараяной Госвами Махараджем в октябре 1991 года, когда он возглавил паломничество нескольких сотен преданных по святым местам игр Шри Чайтаньи Махапрабху. 7 октября 1991 года паломники посетили храм Тота Гопинатхи, это Божество проявил Сам Чайтанья Махапрабху и отдал Его на попечение Шри Гададхары Пандита. Шри Чайтанья Махапрабху покинул этот мир, войдя в Божество Тота Гопинатхи. Слева от храма расположен восхитительный сад, в котором Махапрабху слушал «Шримад Бхагаватам» из уст Шри Гададхары Пандита. В этом саду Шрила Нараяна Госвами Махарадж рассказывал хари-катху на трех языках – хинди, бенгали и английском. В данную лекцию вошли переводы его речи на английском и хинди.


Когда Кришна перенял настроение Шримати Радхики и низошел как Чайтанья Махапрабху, что же произошло со Шримати Радхикой? Если кто-то считает, что Сама Она превратилась в пустое место, – это неверно. Когда актер играет роль какого-либо человека, его прототип продолжает существовать в реальности, этот человек не исчезает. Например, кто-то играет на сцене роль Радхи и Кришны, при этом настоящие Радха и Кришна также могут присутствовать в зале, наслаждаясь спектаклем. Таким же образом, когда Господь Шри Кришна перенял трансцендентные эмоции Шримати Радхарани и стал Шри Чайтаньей Махапрабху, Она тоже присутствовала в тех играх, наблюдая за Ним в облике Шри Гададхары Пандита.

Сама Шримати Радхика низошла в облике Шри Гададхары, поэтому постарайтесь понять истину о его славе, гададхара-таттву. Шри Гададхара Пандит неотличен от Шримати Радхики, однако в кришна- и гаура-лиле Радхика проявляет себя по-разному. В гаура-лиле Она в роли Шри Гададхары Пандита пребывает в настроении слуги.

Ни одна гопи, включая Чандравали, Лалиту и Вишакху, не способна испытывать маданакья-махабхаву Шримати Радхики. Кришне доступны такие экстатичные любовные настроения, как рудха и адхирудха, но не маданакья-махабхава, однако Шри Гададхара Пандит обладает маданакья-махабхавой. В гаура-лиле Шри Гададхара Пандит скрывает ее, чтобы помочь Кришне сыграть роль Шримати Радхики. Приняв облик Шри Гададхары Пандита, Шримати Радхика наблюдает за Кришной и оценивает Его игру. Если Кришна допускает ошибки, Она поправляет Его.

Шри Гауранга (Шри Чайтанья Махапрабху) – не нагара (не возлюбленный). Никто не может служить Гауранге, представляя себя гопи, а Его – Кришной. Все должны служить Ему в настроении слуг, дасья-бхаве. Никто не должен думать о себе как о Лалите, Вишакхе или другой гопи. Эта ложная философия получила название «гауранга-нагари-вада».

Кришна может наслаждаться настроением супружеской любви со Своими преданными, но Махапрабху – нет. Махапрабху всегда пребывает в роли гопи, Шримати Радхики. Любой может стать слугой Махапрабху, но Ему невозможно служить в мадхурья-расе, это было бы абсурдно. «Шри Чайтанья-чаритамрита» причисляет гауранга-нагари-ваду к разновидности сахаджии. (См. примечание 1). «Шри Чайтанья-бхагавата» и вся наша гуру-парампара отрицают такие идеи. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур полностью разбил все аргументы этой философии.

Шри Гададхара Пандит – это сама Шримати Радхика и, следовательно, он обладает всеми настроениями вплоть до маданакья-махабхавы, однако он предпочитает служить Чайтанье Махапрабху в дасья-расе. Следуя желанию Кришны, он скрывает свою мадхурья-бхаву. Шри Гададхара Пандит знает, чего хочет Махапрабху, – Господь хочет играть роль Шримати Радхики. С самого начала пребывая в Ее настроении, Махапрабху повторяет: «Кришна прананатха!» («О, мой возлюбленный Кришна!»)

Махапрабху приходил в храм Тота Гопинатхи, чтобы из уст Гададхары Пандита (Шримати Радхики) слушать «Шримад Бхагаватам» и научиться у него, как играть Ее роль. Что такое «Шримад Бхагаватам»? В самом глубоком понимании «Шримад Бхагаватам» является ни чем иным как прославлением настроений Шримати Радхики.

ванде нанда-враджа-стринам
пада-ренус абхикшнасах
йасам хари-катходгитам
пунати бхувана-трайам

«Снова и снова я кланяюсь пыли со стоп женщин из деревни пастухов Нанды Махараджа. Когда гопи громко воспевают славу Шри Кришны, их пение очищает все три мира» («Шримад Бхагаватам», 10.47.63).

Почему Махапрабху приходил к Шри Гададхаре Пандиту слушать «Шримад Бхагаватам»? Поскольку Шри Гададхара Пандит является Самой Шримати Радхарани, он мог разъяснить Ее переживания, испытываемые Ею во время игр со Шри Кришной, описанных в «Шримад Бхагаватам». Слова Гададхары Пандита точнее всего передают Ее настроение. Гададхара Пандит может дать более возвышенные комментарии, чем Шрила Вьясадева, Шрила Шукадева Госвами или даже Сам Кришна.

Махапрабху приходил сюда (в храм Тота Гопинатхи), чтобы познать величие гопи, в особенности, Шримати Радхарани:

шри-гопйа учух
акшанватам пхалам идам на парам видамах
сакхйах пашун анувивешайатор вайасйаих
вактрам враджеша-сувайор анувену-джуштам
йаир ва нипитам ануракта-катакша-макшам

«Гопи обратились к своим подругам: "О, подруги! Только подумайте! Разве можно найти слова, чтобы выразить неописуемую удачу тех, чьи глаза созерцают непревзойденную красоту сыновей Нанды Махараджа – Шри Кришны и Баладевы, когда Они входят во Вриндаван, окружённые пастушками и коровами? Держа флейту у губ и мягко улыбаясь, Они с любовью одаривают нас взглядами, брошенными украдкой из уголков глаз. В этот момент мы пьём нектар Их лиц» («Шримад Бхагаватам», Вену-гита, стих 7).

Шримати Радхика и другие гопи произнесли этот стих, когда Кришна шел пасти коров. Шри Баладева идет первым, а Шри Кришна следует за Ним. Кришна играет на флейте и ищет глазами Шримати Радхику. Шримати Радхика подходит к Нему и забирает Его флейту, а Он искоса поглядывает на Нее. Если об этих играх будет рассказывать Сама Шримати Радхика, описывая сокровенные переживания Своего сердца, это будет самым возвышенным объяснением «Шримад Бхагаватам».

Еще одно из Ее настроений выражено в следующем стихе:

мригайур ива капиндрам вивйадхе лубдха-дхарма
шрийам акрта вирупам шри-джитах кама-йанам
балим апи балим апавестайад дхванкша-вад йас
тад алам асита-сакхйаир душтйаджас тат-катхартхах

«В своем воплощении Рамы эта темная личность, словно охотник из укрытия, выпустил стрелу в Бали, царя обезьян. Обычно охотник убивает животных, потому что жаждет отведать плоти, а Рама убил Бали безо всякой причины. Значит, Он еще более жесток, чем охотник. Кроме того, порабощенный женщиной (Своей женой Ситой), Он отрезал нос и уши полюбившей Его Шурпанакхе. В своем воплощении Ваманы Он в образе карлика принял поклонение Махараджа Бали, а затем связал его веревкой Варунадева. Поэтому мы не хотим иметь ничего общего с этой темной личностью, но мы не можем не говорить о Нем, потому что это выше наших сил» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.17).

Этот и нижеследующий стихи произнесены Шримати Радхикой в Уддхава Кьяри (месте, где гопи встретились с Уддхавой), когда Кришна пребывал в Матхуре. Именно Гададхара Пандит поведал Махапрабху глубочайший смысл этих стихов.

йад-анучарита-лила-карна-пийуша-випрут-
сакрид-адана-видхута-двандва-дхарма винаштах
сапади гриха-кутумбам динам утшриджйа дина
бахава иха виханга бхакшу-чарйам чарани

«Рассказы о непрекращающихся развлечениях Кришны - нектар для слуха. Тот, кто хотя бы однажды попробовал на вкус каплю этого нектара, теряет всякую привязанность к двойственности материального мира. Многие из таких людей внезапно оставили свои дома и семьи и превратились в нищих бродяг, скитающихся по Вриндавану, подобно птицам, и живущих на подаяние» («Шримад Бхагаватам», 10.47.18).

Шри Чайтанья Махапрабху приходил в храм Тота Гопинатхи, чтобы слушать «Шримад Бхагаватам», и, слушая, Он терял сознание. Они оба – и Он, и Шри Гададхара Пандит – падали без чувств. Шри Гададхара Пандит знал, что, слушая от него, Махапрабху достигнет совершенства в исполнении Ее роли. Шримати Радхика – директор школы «Шримад Бхагаватам», и потому Она самый искусный толкователь его сокровенного смысла.

Говорится, что в Гамбхире Шри Чайтанью Махапрабху окружали три с половиной ближайших спутника. Почему Шри Гададхара Пандит не был одним из них, ведь он превосходит каждого из этих троих с половиной? Это очень сокровенный вопрос. Если бы рядом был Гададхара Пандит, Махапрабху не мог бы наслаждаться настроением разлуки. В обществе Шримати Радхики в Нем преобладало бы настроение Кришны.

Однажды, после слушания «Шримад Бхагаватам», Махапрабху сидел здесь, на песке Чатака Парваты, который Он считал неотличным от Говардхана; Господь сказал Гададхаре Пандиту: «Гададхара, Я хочу отдать тебе самое ценное, что у Меня есть. Примешь ли ты этот дар?» Когда Гададхара Пандит согласился, Махапрабху произнес: «Вот достояние моего сердца». Он начал разгребать песок, говоря: «Здесь спрятано самое драгоценное сокровище Моей жизни, Мой пранадхана».

Пребывая в настроении Шримати Радхики, Он освободил от песка голову и корону Божества Гопинатхи. Все остальные принялись помогать Ему, и вот, наконец, весь облик Тота Гопинатхи оказался на поверхности. Затем Махапрабху обратился к Шри Гададхаре Пандиту: «Пожалуйста, возьми Его и служи Ему всю жизнь».

Махапрабху оставил этот мир, войдя в Божество Тота Гопинатхи. Он ушел в возрасте сорока восьми лет, когда Шри Гададхаре Пандиту было сорок семь. Под влиянием глубокого чувства разлуки Гададхара Пандит очень быстро превратился в старика и тоже явил лилу ухода. Подобный пример мы видим в «Шримад Бхагаватам»: жена Судамы Випры в играх Кришны, выглядела как старуха, хотя была еще молодой. Она так исхудала, что ее тело потеряло формы и походило на скелет. Под влиянием чувства разлуки такие же изменения произошли и с телом Шри Гададхары Пандита.


ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ШРИ ГАДАДХАРЕ ПАНДИТЕ
Пури: 13 октября, 2001, вечерний даршан

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Гададхара Пандит всегда служит Кришне. В кришна-лиле Шримати Радхика всегда исполняет самые сокровенные желания Кришны, служа ему больше, чем Чандравали, Лалита, Вишакха и все остальные гопи. В лиле Махапрабху Кришна желает вкушать нектар собственной сладости, поэтому Он перенимает настроение Радхики, а Она реагирует соответственно: «Если Он так хочет, Я не стану мешать Ему. Наоборот, Я буду Ему помогать, таковым будет Мое служение». Вы понимаете?

Когда Махапрабху взывал «Кришна! Кришна! О, Прананатха!», Радхика была рядом, но играла роль покорного слуги. Она пребывала в настроении дакшина (покорности). Слуга (дас) всегда находится в настроении дакшина по отношению к своему господину. Шри Гададхара Пандит был более покорным, чем даже Рукмини. Рукмини иногда входит в настроение трансцендентного любовного гнева (ман), но Шри Гададхара никогда не проявлял ничего подобного. Если бы он принимал настроение своеволия и непокорности (вамья), это помешало бы Кришне в роли Махапрабху. Шри Гададхара Пандит всегда думал: «Я Его слуга».

Если бы Он сказал: «Мой дорогой Кришна. Мой дорогой возлюбленный», – это потревожило бы настроение Махапрабху.

Вопрос: Все это относится к Пури. Но каким было настроение Шри Гададхары Пандита в Навадвипе?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: В Навадвипе все было точно так же. В то время Гауранга так же взывал: «Кришна! Кришна!», а не «Радха, Радха», но тогда Он еще не прошел обучение. Гауранга еще не поступил в школу Вишакхи – Шри Рамананды Райя. В то время Гададхара Пандит служил Ему как смиренный слуга, оберегая Его настроение Шримати Радхики.

Вопрос: А как насчет нитья-Навадвипа Дхамы (Шветадвипы в духовном мире)? Там Махапрабху и Шри Гададхара Пандит находятся в таком же настроении?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: В таком же. Гауранга никогда не выступает в роли возлюбленного, нагары. Мы никогда не относимся к Нему как к нагаре.


Примечание

Выдержка из комментария Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады:

«Еще один пример – Шри Кришна Чайтанья. Несмотря на то, что Он – Сам Верховный Господь, Он проявляет Себя как преданный, а не как Верховный Господь. Мы должны принять настроение Господа в том или ином воплощении и поклоняться Ему соответственно. Поскольку Господь Чайтанья – это Сам Кришна, кто-то, возможно, решит поклоняться Ему так же, как Кришне. Однако Кришна находится в настроении наслаждающегося, а Господь Чайтанья – в настроении объекта наслаждения, поэтому считается, что секта гауранга-нагари отклонилась от пути чистого преданного служения. Они предлагают Господу Чайтанье такое же служение, как и Кришне, но Господь Чайтанья этого не любит. Настроение нашего служения должно соответствовать настроению Господа. Мы не должны налагать настроение Кришны на Господа Чайтанью, или Господа Чайтаньи – на Кришну, или Кришны – на Господа Рамачандру, или Рамачандры – на Кришну».


Редакционный совет: Шрипад Мадхава Махарадж и Шрипад Враджанатха дас
Транскрибист и наборщик: Васанти даси, Джанаки даси
Переводчик с английского: Таруни даси
Сверка: Дхаранидхара дас
Редактор: Кришна деви даси
Корректоры: Вамшивадан дас, Амита-Кришна дас

"Тот, кто нашел прибежище у лотосных стоп великой души, имеет все возможности тоже стать великой душой".

(Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, "Шримад-Бхагаватам", 3.22.6 комм.)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020