Бхаджана-рахасья: смирение

Тридандисвами Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Нью-Врадж, Баджер, 1 июня 2002, Часть 1

Я предлагаю миллионы своих смиренных поклонов лотосным стопам моего парама-арадхья-дева, Ом Вишнупада Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа, а также я предлагаю свои бесчисленные поклоны лотосным стопам моего возлюбленного шикша-гуру, Ом Вишнупад Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа.

Утром я посетил школу, встретился с учениками и учителями, и остался очень доволен. Я хочу, чтобы эта школа была всё более и более успешной. Ученики должны глубоко изучать нашу философию (сиддханту), вайшнавский этикет, учиться оказывать почтение всем вайшнавам, а также они должны быть очень воспитанными и смиренными. Также и учителя должны быть смиренными. Если они не будут смиренными, вежливыми, почтительными к старшим, они не смогут учить этим принципам своих учеников. Я знаю, что Враджендрананда Прабху и Нитья Манджари даси очень смиренные и воспитанные люди. Они мне очень нравятся, и я хочу, чтобы другие учителя были такими же.

Из-за того, что некоторые преподаватели ещё молоды, они могут терять душевное равновесие. Тем не менее, они должны работать над собой, т.к. ученики будут учиться на их примере.

Я хочу, чтобы эта школа и дальше успешно развивалась, чтобы преданные со всего мира могли отправлять сюда своих детей на обучение.

Сегодня в полдень была прекрасная нагара-санкиртана. Я слышал, что около сотни преданных участвовали в ней, а надеялся, что их будет в пять раз больше. Нагара-санкиртана и распространение книг – самые могущественные формы проповеди. Каким бы возвышенным санньяси вы ни были, какое бы высокое положение в обществе ни занимали, вы никогда не будете выше Шри Чайтаньи, Нитьянанды Прабху и Харидаса Тхакура. Шри Чайтанья Махапрабху проповедовал Свою миссию в доме Шриваса Пандита (Шриваса-ангаме), в месте под названием Санкиртана Раса-стхали. И оттуда Его проповедь распространилась по всей Индии. Поэтому, старайтесь следовать Их примеру, проповедуйте!

Сейчас я уже стар и у меня проблемы с сердцем, иначе я был бы в первых рядах санкиртаны. Не ленитесь, идите и проповедуйте, тогда Кришна, Радхика и Чайтанья Махапрабху даруют вам вдохновение.

Послезавтра праздник – Аннакута-махотсава. Поэтому с сегодняшнего дня все примите участие в подготовке к празднику. Приготовьте множество блюд – не меньше, чем в прошлом году. Праздник должен получиться такой же, как в Индии, на Говардхане, где мы приготовили множество прекрасных блюд. Определитесь между собой, что каждый будет делать, и таким образом приготовьте прекрасные яства. Найдите здоровую корову для поклонения, а так же возвышенного брахмана-вайшнава, которому можно было бы выразить почтение. Пожалуйста, проведите нагара-санкиртану, стараясь помочь другим стать чистыми преданными. Такова наша миссия.

А сейчас перейдем к главной теме нашей встречи – «Бхаджана-рахасье». Мы остановились на стадии устойчивости в бхактиништхе. В связи с этим Шрила Бхактивинода Тхакур цитирует третий стих «Шри Шикшаштаки»:

тринад апи суничена тарор апи сахишнуна
аманина мана-дена киртанийа сада хари

«Считая себя ничтожнее соломы у всех под ногами, став терпеливее дерева, которое отдает все, что имеет, и ничего не требует взамен, не ожидая почтения к себе и выражая почтение каждому согласно его положению, следует постоянно повторять святое имя Шри Хари» («Шри Шикшаштака», стих 3).

Очень важно помнить этот стих, но важнее следовать ему в повседневной жизни. Просто помнить ещё недостаточно. Старайтесь быть смиренными, но подражанием вы не добьетесь этого. Смирение будет приходить само собой по мере развития бхакти. Если же вы не стараетесь лучше воспевать «Харе Кришна», не служите своему Гурудеву и вайшнавам, не оказываете должного почтения всем преданным, не задействуете себя в пяти самых могущественных методах практики бхакти: общении с возвышенными преданными (садху-санга), воспевании святых имён (нама-киртана), слушании богооткровенных писаний, таких как «Шримад-Бхагаватам» (бхагават-шравана), пребывании в святом месте, таком как Матхура, – если не физически, то мысленно (матхура-васа), поклонении Божествам с верой (шри муртира шраддхайа севана) – и в то же время вы хотите стать смиренными, то у вас ничего не получится.

Шри Чайтанья Махапрабху беседовал со Шри Раем Раманандой и Шри Сварупой Дамодарой. Сварупа Дамодара – это Лалита в играх Кришны, а Рай Рамананда – Вишакха. Все трое были в Гамбхире, где пребывали в настроении, называемом гамбхира-бхава. Слово гамбхира означает «очень глубокий», каким было настроение разлуки Чайтаньи Махапрабху. Он постоянно плакал, находясь в этом месте. И все, кто были с Ним, тоже плакали: Сварупа Дамодара, Рай Рамананда, Шикхи Махити, Гопал Гуру Госвами, Говинда и многие другие преданные.

Хотя Говинда Прабху, слуга Махапрабху, тоже плакал под влиянием экстатических эмоций Господа, он часто думал в беспокойстве: «Почему Сварупа Дамодара и Рай Рамананда приходят сюда? Им не следует сюда приходить, так как из-за них Чайтанья Махапрабху плачет ночами напролёт». Этот слуга не хотел, чтобы они приходили, но в то же время он понимал, что, если их не будет с Махапрабху, то Он будет плакать ещё больше, вплоть до потери сознания. Поэтому он всё-таки позволял им приходить.

йе-рупе ла-иле нама према упаджайа
тахара лакшана шуна, сварупа-рама-райа

«Шри Чайтанья Махапрабху продолжал: “О, Сварупа Дамодара Госвами! О, Рамананда Рай! Послушайте же от Меня о том, как нужно воспевать Харе Кришна Маха-мантру, чтобы очень легко пробудить в себе спящую любовь к Кришне”» (Ч.-ч., Антья, 20.20).

тринад апи суничена тарор апи сахишнуна
аманина мана-дена киртанийа сада хари

«Считая себя ничтожнее соломы у всех под ногами, став терпеливее дерева, которое отдает все, что имеет, и ничего не требует взамен, не ожидая почтения к себе и выражая почтение каждому согласно его положению, следует постоянно повторять святое имя Шри Хари» (Ч.-ч., Антья, 20.21).

уттама хана апанаке мане тринадхама
дуи-пракаре сахишнута каре врикша-сама

«Таковы качества того, кто воспевает Харе Кришна Маха-мантру. Хотя такой человек очень возвышенный, он считает себя ниже травы, валяющейся на дороге; и он терпелив как дерево» (Ч.-ч., Антья, 20.22).

врикша йена катилеха кичху на болайа
шукана маилеха каре пани на магайа

«Когда дерево срубают, оно не протестует, и даже если засыхает, то не просит воды» (Ч.-ч., Антья, 20.23).

йе йе магайе, таре дейа апана-дхана
гхарма-вришти сахе, анера карайе ракшана

«Дерево предоставляет каждому свои плоды, цветы – всё, что имеет. Несмотря на то, что само оно терпит изнуряющую жару и проливные дожди, оно предоставляет убежище всем нуждающимся» (Ч.-ч., Антья, 20.24).

уттама хана вайшнава хабе нирабхимана
дживе самана дибе джани «кришна»-адхистхана

«Хотя вайшнав – самая возвышенная личность, сам он полностью лишён ложного эго и оказывает почтение всем, зная, что Кришна пребывает в сердце каждого живого существа» (Ч.-ч., Антья, 20.25).

еи-мата хана еи кришна-нама лайа
шри кришна-чаране танра према упаджайа

«Если кто-либо воспевает святые имена Господа Кришны в подобном умонастроении, в нём непременно пробудится спящая любовь к лотосным стопам Кришны» (Ч.-ч., Антья, 20.26).

В «Шримад-Бхагаватам» сказано:

тад ашма-сарам хридайам батедам
йад грихьяманаир хари-нама-дхейаих
на викрийетатха йада викаро
нетре джалам гатра-рухешу харшах

«Если, сосредоточенно повторяя святое имя Господа, человек не испытывает экстаза, если его глаза не наполняются слезами, а волосы не встают дыбом, значит, его сердце заковано в железо» («Шримад-Бхагаватам», 2.3.24).

Если человек воспевает святое имя Кришны и при этом у него не катятся слёзы из глаз, а волосы на теле не встают дыбом, то дхик твам – тьфу на него и его жизнь! Это означает, что он не следует принципам стиха тринад апи суничена. Подобным же образом, если человек слушает повествования о Кришне (хари-катху), но глаза его не наполняются слезами, а волосы на теле не встают дыбом, плюйте на такую жизнь!

кахите кахите прабхура динья бадила
“шуддха-бхакти” кришна-тхани магите лагила

Как говорил в этой связи Господь Чайтанья,

премера свабхава – йахан премера самбандха
сеи мане, – “кришне мора нахи према-гандха”

«Преданный, в котором проявилась любовь к Богу, искренне не считает себя преданным. Он всегда думает, что у него нет и следа любви к Кришне» (Ч.-ч., Антья, 20.28).

Шрила Нараяна Махарадж: Есть три вида святого имени. Несомненно, святое имя (нама) совершенно, и не может быть речи о его разных видах. Чистое имя только одно. Тем не менее, в соответствии с уровнем преданного, условно выделяют три вида имён.

Нама-чинтамани-кришнах чайтанья-раса-виграхах пурнах шуддхо нитья-мукто. Святое имя содержит в себе все трансцендентные вкусы (расы) и суть всей сладости (мадхурьи). Святое имя — это Радха и Кришна вместе с Их любовью, достигающей уровня махабхавы. Но мы настолько неудачливые и падшие, что не осознаём этого.

Когда человек совершает множество оскорблений во время воспевания святого имени, такое имя называется нама-апарадха. Если оскорблений уже нет, но в сердце всё ещё присутствуют неблагоприятные качества (анартхи), это можно назвать нама-абхасой. И, наконец, когда нама-апарадха и нама-абхаса уходят, проявляется шуддха-нама, чистое святое имя.

Чистое имя можно произносить по-разному. Это зависит от духовного уровня преданного: рати, према, снеха, мана, праная, рага, анурага и так далее. Настроение Шримати Радхики называется маданакхья-махабхава. Поэтому, когда Радхика взывает к имени Кришны, Она испытывает все восемь признаков трансцендентного экстаза (ашта-саттвика бхавы), такие как дипта, суддипта, прадипта и даже больше. Чайтанья Махапрабху проявлял в Гамбхире возвышенные настроения встречи и разлуки, которые испытывает Шри Радха.

Для начала пытайтесь воспевать святое имя без оскорблений. Старайтесь повторять имя в настроении безразличия к мирским желаниям, так как материальные желания создают проблемы и препятствия для вашего воспевания. Шрила Бхактивинода Тхакур сказал, что если вы хотите воспевать святые имена, то должны оставить все мирские желания и дурные привычки, очистить своё сердце от вожделения, привязанности к богатству и престижу и так далее. И тогда, когда вы оставите всё это, смирение проявится в вашем сердце естественным образом.

Нирмал-дойа означает оказывать милость без желания получить что-либо взамен. Деревья – хороший пример этому. Предлагая другим всё, что имеют, деревья не просят ничего взамен. Вы можете стать как эти деревья только благодаря воспеванию и памятованию, служению гуру и вайшнавам. Насколько вы задействуете свои чувства и эмоции в служении Кришне, настолько нирмал-дойа пробудится в вас. Нирмал-дойа – это милость, оказываемая другим в сознании Кришны. Если вы преобразуете чьи-то мирские желания в желание служить Кришне, – это истинные милость и сострадание. Раздавать пожертвования в виде еды и денег, отдавать своих дочерей замуж – всё это мирская деятельность, которая приводит лишь к тому, что вы остаётесь на уровне материального существования.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур также прославил признаки нирмала-дойи. Он сказал, что вдохновить обычного человека стать преданным необычайно трудно; на это уходит сотни литров крови, то есть очень много сил. Старайтесь достичь уровня, когда сможете практиковать нирмала-дойю. Становитесь преданными сами и помогите в этом другим.

Старайтесь избавиться от всех проявлений ложного эго: «Я очень знающий», «я самый опытный преданный», «я очень богатый», «я очень красивый», «я могу привлечь других». Иначе вы не сможете воспевать должным образом.

Самое важное – оказывать почтение преданным сообразно их духовному уровню. Именно для этого Шрила Рупа Госвами описал признаки преданных разных уровней. Если вы не можете оказывать должное почтение всем вайшнавам, значит вы надменны (дамбика). Если вы хотите бхакти, всегда помните слова Кришны:

тад виддхи пранипатена
парипрашнена севайа
упадекшйанти те гйанам
гйанинас таттва-даршина

«Чтобы обрести знание об Абсолютной Истине, нужно обратиться к Шри Гуру со смирением. Следует задавать ему уместные вопросы и служить ему. Гуру, постигший суть писаний (шастр) и узревший Абсолютную Истину, просветит тебя в трансцендентном знании» («Бхагавад-гита», 4.34).

Если вы соблюдаете три условия, упомянутые в этом стихе, Гурудев несомненно даст вам знание. Начиная с этого дня, старайтесь оказывать почтение вайшнавам согласно их уровню: каништха-, мадхьяма- или уттама-адхикари. Вы не можете определить, кто есть уттама, а кто – преданный другого уровня, но всё равно старайтесь оказывать должное почтение. Если вы не делаете этого, то вы даже не каништха-адхикари. Вы должны сознавать, что, если человек воспевает имя Кришны – не важно, получил он посвящение или нет, – он принадлежит к нашей семье. Только помните следующее: этот человек не должен быть майявади или буддистом. Буддисты даже более опасны, чем майявади. Сахаджии (притворщики, имитирующие духовные эмоции) также опасны, но они лучше, чем майявади и буддисты. Также будьте осторожны со стри-санги. Стри-санги — это люди, охваченные вожделением, они поддерживают недозволенное общение с противоположным полом и при этом считают, что находятся на очень высоких ступенях бхакти и совершают паракия-бхаджан (развитие настроения любовников в отношениях с Господом). Они вступают в сексуальные отношения с вдовами, которые рожают от них детей и называют это духовными отношениями (паракия-расой). Если вы последуете за ними, Махапрабху навсегда отвергнет вас.

Преданные Кришны смиреннее деревьев и травы. Если вы хотите совершать духовную практику (бхаджан), следуйте этим четырём принципам (изложенным в стихе тринад апи суничена…). Не ожидайте для себя почтения ни от кого, но сами оказывайте другим должное почтение. Также помните, что вы гости в этом мире и однажды, очень скоро, вы будете вынуждены покинуть его. Ваши родственники, положение в обществе – всё, что вы считаете своим, – исчезнут в одно мгновение. Даже если вы будете слёзно молить: «О, дайте мне хотя бы ещё одну минуту, одну секунду жизни!», – вы всё равно лишитесь всего.

идам шарирам шата-сандхи-джариджджарам
пататй-авасйам паринама-пешалам
ким-аусадхим приччхаси мудха дурмате
нирамайам кришна-расайанам пиба

«О, глупец! О, тупица! Это изменчивое тело, страдающее из-за бесчисленных привязанностей, несомненно, однажды погибнет. У тебя есть средство от этого? Просто непрерывно пей лекарство святого имени Шри Кришны, которое избавляет от всех болезней материального существования – источника всех остальных болезней» («Мукунда-мала стотра» царя Шри Кулашекхары, 37).

Если вы страдаете от какой-либо болезни, ходите от одного врача к другому и плачете днями и ночами, во сне и наяву, то помните этот стих:

тат те 'нукампам су-самикшамано
бхунджана эватма-критам випакам
хрид-ваг-вапурбхир видадхан намас те
дживета йо бхакти-паде са дайа-бхак

«Тот, кто видит во всём, что с ним происходит, плоды собственной деятельности и воспринимает их как проявление Твоей милости, оставаясь непоколебимым на пути преданности и отдавая Тебе свое тело, ум и речь, достоин обрести Твои лотосные стопы, обитель освобождения» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.8).

Думайте так: «Эти страдания приходят ко мне как результат моей прошлой греховной деятельности. Либо Кришна милостиво посылает мне их для моего же блага, поэтому я должен с благодарностью принять их». Если вы можете поддерживать в себе такое сознание, бхакти станет вашим законным правом. Несомненно, преданность проявится в вашем сердце. Раз вы родились, это означает, что вы умрёте. Если же вы хотите наслаждаться в этом мире, у вас ничего не получится. Вы уже пытались наслаждаться здесь в миллионах предыдущих жизней. Ваши мужья и жёны – не первые мужья и жёны. Вы уже наслаждались супружеской жизнью, когда были кабанами и свиньями. Поэтому не печальтесь об этих удовольствиях. Однажды вам придется умереть и оставить все это, когда ваше тело превратится в пепел, оно будет съедено червями или превратится в «прасад» для диких животных, собак и шакалов. Вы должны думать: «О мой беспутный ум! Почему ты считаешь: “Это моё. Я тело. Это мои родственники. Это моя собственность”? Ты должен просто верить: “Я вечный слуга Кришны. Кришна – мой, а все Его спутники – мои настоящие родственники”». Старайтесь пить лекарство имён Кришны: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

К несчастью, у нас нет твёрдой веры в святое имя. Мы видим, как другие повторяют «Харе Кришна» и все же у них может болеть сердце или еще что-нибудь, и они умирают как все. Мы наблюдаем это, и у нас возникают сомнения. Но не думайте так. Наши души вечны. Единственная наша болезнь – это ложное самоотождествление: «Я тело, а всё, что с ним связано, – моё». Эту болезнь не излечить ни одним лекарством в мире. Она уйдёт только благодаря кришна-наме.

Душу невозможно убить. Это только так говорится, что Кришна убил Путану. Однако вы должны знать, что она не прекратила своё существование. Она получила новую жизнь и отправилась на Голоку, чтобы вечно жить там. Подобным же образом, если вы умираете во время повторения святого имени, все ваши болезни уйдут навсегда. Это было показано на примере Аджамилы и других, поэтому не сомневайтесь в этом.

Даже если вы видите, что болезни и нежелательные качества (анартхи) остаются у вас несмотря на то, что вы повторяете святое имя, знайте: они уходят, просто вы этого не осознаёте. Имейте твёрдую веру в это. Всегда молите Кришну, Махапрабху и Нитьянанду Прабху: «Я очень греховен и жалок. Я совершил все возможные оскорбления и грехи в миллионах предыдущих жизней. О Кришна, что мне делать?» Раскаяние и воспевание «Харе Кришна» – единственное лекарство. Если приходят какие-то серьезные испытания, всё равно старайтесь постоянно воспевать. Нет другого лекарства, кроме этого.

Шрила Бхактивинода Тхакур молится в своей песне «Гопинатх» (стих 1):

гопинатх, мама ниведана шуно, вишайи дурджана
сада кама-рата, кичху нахи мора гунна

«О Гопинатх! Пожалуйста, услышь мою просьбу! Я несчастный материалист, снедаемый бесконечными материальными желаниями, и у меня нет ни одного хорошего качества».

Всегда молитесь подобным образом. Но если вы всё время посвящаете зарабатыванию денег и поддержанию своей жизни, вы не сможете молиться так. Все равно пытайтесь и не теряйте надежды!


Перевод с английского: Дамодар дас
Сверка: Дхаранидхара дас
Редактор: Премавардан дас
Корректор: Вамшивадан дас

"Моя миссия неотлична от миссии Шри Чайтаньи Махапрабху, Шрилы Рупы Госвами и всей нашей гуру-парампары. Моя миссия - давать всем живымсуществам любовь и преданность не принимая во внимание вероисповедание или национальность, но согласно качествам человека и степени его преданности. Наша главная миссия - давать любовь высшего порядка. Мы даем именно это".

(Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, 3 февраля 2000 года)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020