Что вы делаете, мои братья и сестры?

Тридандисвами Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Бэджер, Калифорния, 15 июня, 2005 (часть 1)

Эта лекция была прочитана в день перед Гуру Пурнимой, в Бэджере, штат Калифорния. В ней обсуждается важность наших взаимоотношений со Шри Гуру.



Вчера мы затронули очень возвышенные темы, однако проповедникам это необходимо знать. Если кто-то не знает философских выводов (сиддханты), он не может быть сильным. В любое время он может пасть.


сиддханта балия читте на кара аласа
иха ха-ите кришне лаге судрдха манаса

«Искренний ученик не сочтёт подобные обсуждения сиддханты пустыми препирательствами и не обойдёт их вниманием, ибо они укрепляют ум. Благодаря им в уме развивается привязанность к Шри Кришне» («Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 2.117)

Не прыгайте сразу на верхушку дерева – к манджари-бхаве, пытаясь стать служанкой Шримати Радхики. Несомненно, манджари-бхава – это и цель, и смысл нашей жизни, но мы должны начать развивать нашу преданность с самого начала. Я приглашаю вас встать на очень лёгкий путь. Несмотря на то, что тема эта очень сокровенна и глубока, постепенно она будет становиться всё более понятной вам и очень сладостной. Не впадайте в уныние, думая: «О, это так возвышенно и непостижимо! Мы не достойны даже думать об этом». Не теряйте надежды; не делайте таких выводов.

Вчера я объяснял первый стих «Шримад-Бхагаватам». А сейчас мы обсудим джива-таттву.

бхайам двитийабхинивеашатах сйад
ишад апетасйа випарйайо смритих
тан-майайато будха абхаджет там
бхактйаикайешам гуру-девататма

«Страх охватывает живое существо из-за ложного отождествления себя с материальным телом и своей погруженности во внешнюю иллюзорную энергию Бхагавана. Когда таким образом живое существо отдаляется от Бхагавана, оно забывает о своем изначальном положении слуги Господа. Это состояние страха и есть следствие влияния иллюзорной энергии, называемой майей. Поэтому разумная личность без колебаний посвящает себя чистому преданному служению Богу под руководством истинного духовного учителя, которого почитает как божество и саму свою жизнь и душу» («Шримад-бхагаватам», 11.2.37)

Во всех вайшнавских писаниях мы видим, что один спрашивает а другой отвечает, например, в диалогах Шри Чайтаньи Махапрабху с Райем Раманандой (рай-рамананда-самвад) и Шрилой Санатаной Госвами (санатана-самвад). Так и здесь Парикшит Махарадж, выслушав этот стих от Шукадевы Госвами, спрашивает его: «Живое существо (джива) духовно, и по своей трансцендентной природе обладает сознанием, в то время как, вводящая в заблуждение материальная энергия Кришны (майа) инертна и груба. Как же случилось, что джива запуталась в сетях майи

В своём сборнике стихов из «Шримад-Бхагаватам» Шрила Бхактивинода Тхакур цитирует упомянутый ранее стих, из которого следует, что Кришна — единый Господь и наше Божество, которому мы поклоняемся. Он необычайно могущественен, и, как я говорил вам прежде, из Него исходит бесконечное количество энергий, живых существ и миров. Кришна является корнем всех проявлений, таких как Нанда Махарадж, мама Яшода и всех других Своих спутников.

По своему изначальному положению джива является вечным слугой Шри Кришны.

дживера сварупа хойа – кришнера нитйа-даса
кришнера татастха-шакти бхедабхеда пракаша

«Изначальная природа живого существа – быть вечным слугой Кришны, потому что оно является пограничной энергией Кришны. Поэтому оно одновременно тождественно с Богом и отлично от Него, как искры огня, которые едины с огнем и в то же время отличны от него» («Чайтанйа-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108)

Как вечный слуга Шри Кришны, живое существо по своей природе исполнено счастья. Однако, как упоминалось в приведённом ранее стихе из «Шримад-Бхагаватам»: Двитийабхинивешатах – оно бросило взгляд на майю и тут же попало под её влияние. Майя схватила дживу и бросила её в этот мир. *[См. примечание 1 в конце] Майя забросила живое существо очень далеко и затем покрыла его двумя телами: грубым и тонким.

Джива должна была обратить свой взор на Кришну. Почему же она обратила свой взор к майе? Кришна дал вам независимость. Если вы используете эту независимость неправильно, вы будете наказаны. И никто не в состоянии будет спасти вас. У вас есть независимость, чтобы выбрать искреннего и наделенного необходимыми качествами Гуру, а позже вы также остаетесь свободными и можете оставить его. Вы независимы, вы можете оскорбить и оставить его, но вам необходимо знать, что вы будете наказаны. И никто не сможет спасти вас. Если вы совершили оскорбление по отношению к Гуру, что сделает Гуру? Он милостив, но Кришна не простит оскорбления. Гуру может вас простить, но Кришна разорвёт вас на куски.

Если кто-то служит травинке, считая, что эта травинка представляет Кришну и думает: «Это мой Бог Кришна, которому я поклоняюсь», — принесет это служение плоды или нет? Травинка даст ему эти плоды или кто? Кришна даст. Этот человек поклоняется всего лишь травинке, считая ее проявлением Кришны, но награду за это служение он получит от Кришны.

Лучше всего, если Гуру является уттама-адхикари, преданным самого высокого уровня. Но если ваш Гуру не соответствует этому высокому стандарту, если он не совершенен (сиддха), но искренен, если он, по меньшей мере, мадхьяма или мадхьяма-уттама-адхикари, и знает все шастры *[См. примечание 2], вы должны выражать ему почтение. Он может устранить все ваши сомнения при помощи логики и шастр. Если он не может этого сделать, он не Гуру. Гуру может проявить милость, даже если вы совершили оскорбление его лотосным стопам, но Кришна накажет вас. Поэтому мы должны отнестись к этому с большим вниманием.

Ишад апетасья випарйайо смритих. Джива находилась между трансцендентным миром (чит-джагад) и инертным, материальным миром (ачит-джагад). Джива случайно взглянула на очаровательную майю, которая продемонстрировала ей, сколько удовольствия может принести общение с прекрасными женщинами, мужьями и маленькими детишками, зовущими: «Мамочка, Мамочка!» Это зрелище увлекло дживу, и она подумала: «Я хочу наслаждаться». Но майя была начеку, а очарованная джива, не заметив её, была схвачена и облечена в тонкое и грубое тело.

Что же произошло дальше? После того как джива получила материальное тело, состоящее из крови, мочи, испражнений и гноя, она начала думать: «Я это материальное тело, и все связанное с ним – мое». Оказавшись однажды в реальности этого материального существования, невозможно найти дорогу назад. Точнее, дорога назад есть, но вы не способны найти ее самостоятельно.

Итак: ишад апетасья випарйайо ’смритих. Когда вы посмотрели в сторону майи и отвернулись от Кришны, воспользовавшись имеющейся у вас свободой выбора, вы оказались во власти телесного мировоззрения (випарйайо ’смритих). С помощью духовного разума человек может понять: «Я – вечный слуга Шри Кришны и могу служить Ему с любовью и глубокой привязанностью подобно кому-нибудь во Врадже или на Вайкунтхе. Я также могу служить как гопи».

Все в этом материальном мире — лишь тень того духовного сознания. Имея ошибочное представление о себе, вы начинаете любить красивые формы, созданные майей. Лишь спустя много времени некая личность с тилакой на лбу, обритой головой, с бусами из туласи обвитыми вокруг шеи (кантхи-мала), со «Шримад-Бхагаватам» в руках подошла к вам и сказала: «Что вы делаете, мои братья и сёстры? Вы введены в заблуждение. Вы сбились с пути. Пойдёмте со мной, и я покажу вам путь к счастью!»

Тан-майайато будха абхайет там бхактйайешам гуру-девататма. Цитируя беседу Шри Нарады Муни с отцом Кришны, Васудевой Махараджем, в вышеупомянутом стихе Шукадева Госвами объяснил Парикшиту Махараджу важность садху-санги.

‘садху-санга’, ‘садху-санга’—сарва-шастре-кайа
лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайа

«Все явленные писания утверждают, что благодаря даже одному мгновению общения с чистым преданным можно достичь всех совершенств» («Чайтанйа-чаритамрита», Мадхйа-лила, 22.54)

Садху может изменить вас в одно мгновение, и тогда вы испытаете счастье.

Йенатма супрасидати. Я не верю, что кто-либо может оставаться несчастным, действительно повторяя святые имена и медитируя. Даже если вы каништха-адхикари, но повторяете святые имена и плачете о Кришне, вы станете счастливым. Даже если ваше сердце полно анартх (нежелательных мыслей, намерений), как, например, у Аджамилы, если вы испытываете вожделение, как это случилось с Билвамангалой Тхакуром и миллионом подобных ему, если вы искренне повторяете святые имена, вы будете счастливы. Садху укажет вам истинный путь и направит вас: «Я знаю Гуру. С его помощью я стал счастливым. Пойдем со мной, и я покажу тебе этого Гуру». Такую личность называют вартма-прадакшика-гуру.

В то же время, поскольку Кришна милостив, Он становится гуру в сердце (чайтья-гуру). Вместе с вартма-прадакшика-гуру Он приведет вас к настоящему гуру, и истинный гуру примет вас. Под его руководством вы начинаете совершать служение (бхаджан), благодаря чему постепенно все нежелательное и препятствующее этому (анартхи) уйдет. Бхакйаикайешам - вы приняли Гуру, он направил вас на истинный путь, и вы начали совершать служение (бхаджан) Шри Кришне.

Господь Кришна сказал Уддхаве:

экасйаива мамамшасйа
дживасйаива маха-мате
бандхо сйавидйайанадир
видйайа ча татхетарах

«О Уддхава, разумнейший из людей, живое существо, называемое дживой, является неотъемлемой частью Меня, но из-за невежества оно с незапамятных времён страдает в материальном рабстве. Однако, благодаря трансцендентному знанию оно может обрести освобождение» («Шримад-Бхагаватам», 11.11.4)

Кришна объяснил это Уддхаве в одиннадцатой песне «Шримад-Бхагаватам». В десятой песне объясняется цель и смысл жизни. В первых девяти песнях говорится о процессе достижения цели, и особенно уделяется внимание учению о знании и отречении (гьяна-вайрагья). Здесь Шрила Бхактивинода Тхакур использует примеры для объяснения установленных истин об отношениях между Богом и живым существом (абхидейа-таттвы) и истины о процессе постижения этих взаимоотношений (садхана-таттвы) из Одиннадцатой песни.

Однажды Шри Кришна сидел под деревом пипал. Ступня одной ноги покоилась на колене другой. Он был погружен в Свои мысли, предвидя скорый конец Своей династии, ссору между собой членов рода Яду и их последующий уход на Голоку, Вайкунтху, В это время проходивший мимо охотник по имени Джара принял ступню Кришны за голову оленя и выстрелил в неё.

Чуть позже туда пришёл Уддхава и Кришна милостиво поведал ему то, что вошло в Одиннадцатую Песнь «Шримад-Бхагаватам» (с седьмой по двадцать девятую главы). Эти главы описывают процесс достижения совершенства в сознании Кришны.

Шри Кришна сказал: «О Уддхава, ты обладаешь великим разумом (маха-мати)». Кого можно назвать разумным? Только преданный Кришны по-настоящему разумен, так как он выбрал путь бхакти. В мире может быть множество так называемых разумных людей: президент Америки, России и так далее. Они думают, что они самые разумные, но в действительности это не так.

Шри Кришна продолжал: «О Уддхава, ты должен знать, что все дживы в этом и во всех других мирах – Мои вечные частички». Джива пребывает в этом мире с незапамятных времён. Её называют «обусловленная душа». Она анади авидйа – невозможно проследить, как давно она пребывает в невежестве, ввиду того, что не поддаётся измерению срок ее обусловленной жизни. Тем не менее, благодаря влиянию видьи (воплощения знания) — йогамайиджива освободится из этого мира.

Каково значение слова амша или «часть»? Если вы разорвете цветок, он потеряет свою целостность. Если продолжите его рвать, то он превратится в клочья, то есть будет уничтожен. Подобно этому, если что-то в материальном мире разделить на множество частей, то целое перестанет существовать. Но в духовной реальности дело обстоит иначе. Несмотря на то, что из Кришны исходит множество экспансий и отделённых частиц, Сам Он при этом остаётся полным целым. Множество подтверждений этому можно найти в писаниях. Например:

мамаивамшо джива-локе
джива-бхутах санатанах
манах-шаштханиндрийани
пракрити-стхани каршати

«Вечные дживы, находящиеся в материальном мире, несомненно, являются Моими отделенными частицами (вибхиннамшами). Порабощенные материальной природой, они пребывают в плену шести чувств, включая ум» («Бхагавад-гита», 15.7)

Мы должны правильно понимать, каким образом джива является частицей Шри Кришны. Кришна – полное целое. Он никогда не может быть поделён на части, так как Он не имеет ни конца, ни вершины, ни дна; Он не ограничен ни в длине, ни в ширине. Весь мир пребывает в Нем. Например, мы можем отколоть кусок от камня или отломить щепку от бревна, но Кришну мы не можем поделить так же. Джива не является частицей Кришны подобной камешку, отколовшемуся от большого камня.

У Кришны два вида экспансий. Один вид называется свамша, другой – вибхинамша. Экспансии свамша – это Его неограниченные части или части Его неограниченных частей. А экспансии вибхинамша — это Его бесконечно малые частички, живые существа, души. С точки зрения таттва-вичара (заключений философских истин) Его неограниченные воплощения едины с Ним, но в соответствии с раса-вичаром (выводами на основе трансцендентных вкусов, настроений во взаимоотношениях) они отличны. Кришна - источник всех воплощений и всех других Своих проявлений.

Чтобы пояснить, каким образом свамша-экспансии Кришны соотносятся с Самим Кришной, можно привести в пример лампаду, от которой была зажжена другая лампада. Сила света обеих лампад одинакова.

Собственно говоря, есть лампады, чей свет равносилен первой лампаде, а есть такие, которые дают слабое свечение, сообразно своему размеру. Ничто в этом мире не может выступить в качестве совершенного примера или аналогии.

Ещё один момент. Когда вы зажигаете одной лампадой другую, свет первой от этого не уменьшается. Подобно этому, так много полных экспансий исходит из Кришны, изначального источника всех экспансий, однако Его могущество от этого нисколько не убывает.

Другой пример: вы никогда не видели камня чинтамани, но вы должны знать, что он существует. Чинта означает «мысль» или «желание», а мани означает «драгоценный камень». Этот драгоценный камень может дать все, чего ни пожелаешь. Например, золото в неограниченных количествах или деньги. Но вы должны также знать, что все производное от чинтамани не является чинтамани. Чинтамани даст столько золота, сколько пожелаете, но золото не является самим чинтамани. Таким же образом все и вся исходит из Кришны, но не является Кришной.

Чинтамани производит золото, но сам по себе продолжает существовать без всяких изменений, не уменьшаясь ни в размере, ни в качествах. Таким же образом Кришна продолжает существовать и Его неотъемлемые части свамша и вибхинамша (полные части) исходят из него:

ом пурнам адах пурнам идам
пурнат пурнам удачйате
пурнасйа пурнам адайа
пурнам эвавашишйате

«Личность Бога всесовершенна, и так как Он абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности, этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым. Все, что исходит из полного целого, также обладает полнотой. И, как полное целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то, что из Него исходит такое множество законченных частей» («Шри Ишопанишад», Введение)

Так заканчивается первая часть лекции.

Примечание 1: (Некоторые цитаты Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады Махараджа) – «сбрасывающая» энергия означает, что кто-то приходит в сознание Кришны, и майя диктует ему «Зачем ты пришел сюда? Иди и наслаждайся снаружи. И он уходит. Это и есть сбрасывание» (8 ноября 1975 г., утренняя прогулка)

«Никто не может преодолеть двойную атаку божественной майи, проявляющуюся в ее покрывающей и сбрасывающей вниз энергиях. Чем больше мы пытаемся одолеть ее, тем с большей силой она побеждает нас, возбуждая в нас гуну страсти и наказывая нас посредством тройственных страданий, кульминацией которых является всепожирающая смерть» («Отречение через знание», 1.1).

Примечание 2: «Преданный, достигший среднего уровня (мадхьяма-адхикари) не очень искушен в знании шастр, но имеет твердую веру в Господа. Такая личность очень удачлива, так как находится на середине пути» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.67).


Транскрибирование: Васанти даси
Редакция: Шьямарани даси
Перевод на русский: Дамодар дас и Калинди деви даси
Сверка с оригиналом: Дхаранидхара дас
Редактор: Премавардана дас
Корректоры: Вамшивадан дас, Амита-Кришна дас

"Лотосные стопы святых вайшнавов – величайшее богатство в этом мире... Кришна никогда не покидает того, кто принимает прибежище у вайшнавов и служит им. Остальные же бессмысленно живут и в итоге умирают".

(Шрила Нароттама дас Тхакур)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020