О, дочь царя Вришабхану!

27 августа 2009 года вайшнавы отмечают день явления Шримати Радхарани. В связи с этим мы публикуем следущую статью



Преданный на уровне асакти мыслит подобно Шриле Прабодхананде Сарасвати Тхакуру, близкому спутнику Шри Чайтаньи Махапрабху. Я хочу объяснить одну написанную им шлоку, выражающую это возвышенное настроение:

венум каран нипатитам скхалитам шикхандам
бхраштанча пита-васанам враджа-раджа-сунох
йасйах катакша-шара-гхата-вимурччхитасйа
там радхикам паричарами када расена

Когда же я обрету радость служения Шримати Радхарани? Сраженный стрелой Ее украдкой брошенного взгляда, Кришна теряет сознание, роняя флейту из рук. Павлинье перо падает из Его волос, а желтый чадар соскальзывает с плеч. (Радха-раса-судха-нидхи, стих 39).

Венум каранам нипатитам: Шрила Бхактивинода Тхакур упоминает этот стих, объясняя анурагу как стадию премы [см. прим.]. Шри Кришна – вечно юн и свеж (нитья-навина), и на стадии анураги преданный каждое мгновение воспринимает Его по-новому. Однажды Шримати Радхика, увидев Кришну, сказала своим подругам: «Никогда прежде я не видела этого темноликого юношу. Я не знаю Его».
Лалита удивилась: «Не Ты ли сегодня сидела у Него на коленях?!»
«Нет, – возразила Радхика, – то был кто-то другой! Его Я вижу впервые!»

СЛУЖЕНИЕ ШРИ РАДХЕ

Это пример анураги, возвышенной трансцендентной любви. В санскрите есть много слов, которые обозначают различные уровни премы, а в английском языке есть только одно – «любовь». Этим словом называют как трансцендентную, так и мирскую любовь. В санскрите все иначе. Мирская любовь, по сути, это вожделение. А према, трансцендентная любовь, начинается с веры, или шрадхи, и развивается до ништхи, ручи и асакти, а потом достигает рати, премы, снехи, мана, раги, анураги, бхавы и махабхавы. Это последовательные уровни любви, отличающиеся друг от друга.
Сам Шри Кришна жаждет премы, которой обладает Шримати Радхика:

апарикалита-пурвах каш чаматкара-кари
спхурати мама гарийан эша мадхурйа-пурах
айам ахам апи ханта прекшйа йам лубдха-четах
сарабхасам упабхоктум камайе радхикева


Кто превзойдет Меня богатством мадхурьи, неведомым прежде и всех приводящим в изумление? Я Сам очарован этой красотой и жажду насладиться ею, подобно Шримати Радхарани. (Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила 4.146).

Стих Шрилы Прабходананды Сарасвати Тхакура венум каранам нипатитам описывает махабхаву Шримати Радхики. Преданный на уровне асакти может размышлять об этих возвышенных чувствах лишь после того, как он услышит о них от таких великих учителей, как Шри Мадхавендра Пури, Шри Ишвара Пури, Шри Сварупа Дамодар, Шри Райа Рамананда, Шри Рупа Госвами, Шри Рагхунатха даса Госвами, Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, а также Шрила Бхактивинода Тхакур, седьмой Госвами. Тот, кто общается с такими возвышенными душами, сможет размышлять на эти темы, достигнув уровня асакти. Но не раньше.
Шрила Прабходананда Сарасвати Тхакур молится: «Когда же я буду постоянно служить Шримати Кишори (Радхике) в настроении, присущем моей вечной духовной природе?». Здесь Прабходананда Сарасвати прославляет самую возвышенную любовь – маданакья-бхаву Шримати Радхики. Это чувство испытывает только Шримати Радхика, оно неведомо ни Лалите, ни Вишакхе, ни даже Кришне. Чтобы познать любовь Радхики, маданакья-бхаву, Кришна проявляет образ Шри Чайтаньи Махапрабху.
Однажды Падма уговорила Кришну встретиться с Чандравали, своей лучшей подругой: «Чандравали ждет Тебя неподалеку. Если ты с ней не встретишься, она этого не переживет. Ты непременно должен увидеть ее, иначе она умрет. Не медли, пойдем со мной прямо сейчас». И она увела Кришну в уединенную лесную беседку к Чандравали.
В это время Радхика ждала Кришну, сгорая в огне разлуки. В отчаянии Она горестно взывала: «Где Кришна? Где же Кришна?!»
Рупа-манджари, самая разумная и искусная служанка Шримати Радхики, поспешила утешить Ее: «Не плачь, Радха. Я немедленно приведу этого обманщика. На самом деле Он хороший, но хитрая и коварная Падма заманила Его к Чандравали. Я сейчас же приведу Его. Пожалуйста, не плачь».

Рупа-манджари пришла в кунджу Чандравали и, увидев там Кришну, воскликнула: «Ты здесь с Чандравали! Разве Ты не слышал, что во Врадже появился огромный демон Кеши?! Он хочет убить Твоих отца и мать, всех враджаваси, коров и телят! А Ты сидишь здесь?!»
Кришна вскочил: «Что же делать?! Чандравали, Падма! Пожалуйста, подождите Меня здесь. Я вернусь, как только убью демона. Я должен помочь, иначе все погибнут! Обещаю, Я скоро!». С этими словами Кришна ушел, чтобы встретиться с Радхикой.
Так Рупа Манжджари хитростью привела Кришну к Радхарани, которая безутешно плакала и звала: «Где же Кришна? Когда Он придет?». Однако как только Она увидела Его, Её настроение резко изменилось.
- Где Ты был? – требовательно спросила Она. – Я не хочу с Тобой разговаривать! - и отвернулась.
Такова природа высочайшей любви. Радхика может горько плакать по Кришне, но стоит Ему появиться, как Она становиться непреклонной. Если же Он исчезает, Она снова сокрушается: «Куда Он ушел?». Это природа премы.
Но Кришна тоже не прост. Он становится неприступен, когда Радхика и гопи смиренно зовут Его, и кроток, когда они неприступны. Это признак махабхавы.

Кришна необыкновенно красив. Бросая украдкой Свои очаровательные взгляды, Он может покорить любую из гопи. Но стоит Радхике, словно стрелой, пронзить Его таким же взглядом, как Он оказывается в ее власти и теряет сознание.
В этом стихе Шрила Прабходананда Сарасвати Тхакур описывает верховное положение Шримати Радхики. Кришна безсилен перед ее взглядом: Он едва стоит на ногах, флейта падает у Него из рук, и павлинье перо, украшающее корону, слетает на землю к лотосным стопам Шримати Радхики. Его золотистая накидка соскальзывает с плеч, и Он теряет сознание.
Тот самый Кришна, Верховный Господь, чьи лукавые взгляды чаруют гопи и лишают их самообладания, сейчас роняет флейту, павлинье перо и чадар и падает без чувств. Поэтому Шрила Прабходананда Сарасвати Тхакур молится: «Когда же мне выпадет великая удача служить лотосным стопам Шримати Радхики, наслаждаясь в сердце разнообразными расами?»
На уровне асакти преданный способен до определенной степени осознать эти игры и медитировать на них, тогда как преданному на уровне ручи это еще не доступно. Дальнейшее развитие асакти приводит преданного на уровень рати, или бхавы, когда его духовный облик проявляется во всей полноте. С этого момента преданный сможет постоянно служить Шри Шри Радхе-Кришне в Их ежедневных играх на протяжении суток (ашта-калия-лиле), которые проявятся в его сердце. После этого он отправится в праката-лилу (проявленные игры) Кришны во Врадже, и скоро достигнет полного совершенства.

Примечание:
«Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур приводит следующую цитату из «Удджвала-ниламани» Шрилы Рупы Госвами: «Любовь ашраи (преданного) к вишае (Господу) исполнена такого блаженства, что, даже насладившись обществом своего возлюбленного, преданный не чувствует полного удовлетворения. В таком состоянии он видит Господа по-разному. Эта ступень экстатических эмоций носит название анураги. Когда анурага достигает кульминации и становится заметной со стороны, ее называют бхавой. Однако если внешние признаки экстаза проявляются не слишком отчетливо, то такое эмоциональное состояние именуют анурагой, а не бхавой. Усиливаясь, бхава становится маха-бхавой. Признаки маха-бхавы проявляют только вечные спутники Господа, такие как гопи». (Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила 6.13, комментарий).

"Ведическое знание являет себя в сердцах лишь тех великих душ, кто живет безграничной верой в Господа и духовного учителя".

(Шветашватара Упанишада 6.23)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020