Гуру знает о нас все

"Слуга Слуги" № 2 (6) от 5 февраля 2008 года
Вестник учеников Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджа

Шри Шримад
Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

24 января 2001г., Мурвилумбах, Австралия
(Эту лекцию Шрила Махарадж дал в день своего явления)


Я уже рассказал вам об обязанностях ученика. Я также объяснил, что основа бхакти – это непоколебимая твердая вера в гуру (гуру-ништха). Если у человека не будет такой веры, тогда у него не будет никакой преданности. Если человек получил посвящение, но при этом у него нет глубокой веры в духовного учителя, он находится ниже преданного, который на деле следует своему истинному духовному учителю, пусть даже еще не получив у него посвящения и не пройдя огненный обряд.



Я видел много примеров этому и осознал это. У глубоко уважаемого Шраути Махараджа был ученик, которого звали Нараяна. Он безраздельно предался нашему духовному учителю, Шриле Бхакти Прагьяне Кешаве Госвами Махараджу, и служил ему всем своим телом, своими чувствами и своим разумом. Он постоянно был вместе с нашим Гурудевом. Он слушал его хари-катху и следовал всем его наставлениям. Мы все относились к нему с большим уважением. Я особенно любил и уважал его, также как и Шрила Вамана Махарадж, и Шрила Тривикрама Махарадж, и многие другие. И хотя Нараяна Прабху получил посвящение не у нашего Гурудева, он превосходил многих учеников Гурудева, имевших посвящение. Он был истинным шикша-учеником, поскольку он был искренним и покорным воле духовного учителя, а это для ученика главное.

Я также видел много противоположных примеров, когда преданные пытались скрыть от духовного учителя то, что у них на сердце (см. примечание 1). Такие люди думают: «Мой гурудев ничего не знает. Он глупый, я могу обмануть его». Они не говорят об этом открыто, но думают именно так. Они думают, что могут обмануть чистого преданного, но это невозможно. Как вы можете обмануть того, кто может повелевать Самим Кришной? Истинного гуру невозможно обмануть или ввести в заблуждение.

Вы должны знать, кто такой гуру. В своей книге «Шри Манахшикша» Шрила Рагхунатх дас Госвами возносит молитву: «О мой дорогой ум, всегда помни, что Шри Шачинандана, Чайтанья Махапрабху, это не кто иной, как Враджендранандана Шьямасундара – Он и есть твой Гуру». Рая Рамананда сказал Махапрабху: «Я лишь инструмент в твоих руках. Все, что я говорю, приходит по Твоему вдохновению. Ты говоришь моими устами. Все это Твои слова».

Есть люди, которые говорят: «Я хочу служить Махапрабху как гопи – он мой возлюбленный, а я его любимая». Можем ли мы так думать? Нет. Это сахаджия. Это называется гауранга-нагари-бхава. Это настроение является апасидхантой, оно противоречит истинному учению. Мы не должны следовать такому настроению. Шри Чайтанья Махапрабху это наш Гуру, поэтому мы должны следовать Его наставлениям.

Однажды Валлабха Бхата сказал Адвайте Ачарье: «Почему вы громко повторяете Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе? По отношению к Кришне все живые существа являются женщинами, а Он для них – супруг. Благоверная жена, преданная своему мужу, никогда не повторяет его имя, а вы все постоянно повторяете Имя Кришны. Какая же это религиозность?»

Адвайта Ачарья ответил: «Прямо перед тобой стоит Шри Чайтанья Махапрабху, олицетворение религиозных принципов – задай этот вопрос Ему, и Он даст тебе правильный ответ». Тогда Махапрабху сказал: «Мой дорогой Валлабха Бхата, ты не знаешь принципов религии. В действительности, главная обязанность благоверной жены в том, чтобы исполнять волю мужа. Кришна наказал нам постоянно повторять Его Имя. Верная и преданная мужу жена никогда не ослушается его приказа, поэтому тот, кто верен и предан Кришне, должен повторять Его Имена. Следуя этому религиозному принципу, чистые преданные Кришны постоянно повторяют Святое Имя, и благодаря этому, обретают экстатическую любовь к Кришне. Благочестивая жена думает: ”Мой муж велел мне повторять его имена. Он сказал – делай это, и я буду счастлив, – я хочу, чтоб он был счастлив, поэтому я служу ему”».

Валлабха Бхата не смог ничего сказать в ответ. До этого он обратился к Махапрабху: «Я постарался очень подробно описать значение Святых Имен Кришны. Будь добр, выслушай их».

Чайтанья Махапрабху на это ответил: «Я не принимаю каких-либо значений Святого Имени Кришны, кроме того, что Кришна – это Шьямасундара и Яшода-нандана. Это все, что Я знаю. Единственное значение Святого Имени Кришны в том, что цвет тела Кришны подобен темно-голубому цвету дерева тамала, и Кришна – это сын мамы Яшоды. Таково заключение всех богооткровенных писаний. В конечном счете, Я знаю только два имени – Шьямасундара и Яшода-нандана. Я не понимаю и не смогу понять других значений Святого Имени».

Что бы ни говорил Валлабха Бхата, Махапрабху отвечал таким образом, что тот не находил возражений. Он хотел опровергнуть слова Махапрабху и показать свое превосходство. Он хотел показать Ему свою ученость и эрудицию, но Чайтанья Махапрабху это джагат-гуру, учитель всей вселенной. Поэтому мы во всем и всегда должны следовать Его наставлениям и Его учению.

Махапрабху сказал нам: «Вы должны повторять Имя Кришны – Харе Кришна». В действительности, это наставление Самого Кришны, который пришел как Махапрабху, поэтому мы обязаны следовать Ему. Вы должны понять, что Шри Чайтанья Махапрабху – это гуру. Это Сам Шри Кришна в настроении Шримати Радхики. Знать это крайне важно. Можете ли вы найти в этом мире что-либо, что неизвестно Махапрабху или введет Его в заблуждение? Можно ли от Него что-то скрыть? Того, в чьем сердце пребывает этот гуру, Шри Чайтанья Махапрабху, невозможно обмануть или ввести в заблуждение.

Тот, кто пытается обмануть таких личностей, сам будет обманут. Не пытайтесь обмануть гуру или вайшнавов. Все вайшнавы – это духовные учителя, и исполнение их воли и есть бхакти. Мы должны стараться узнать, что хочет Гурудев. Тот, кто понимает внутренние и внешние желания своего духовного учителя, называется севакой, слугой духовного учителя. Кому-то другому будет сложно выполнить указание учителя, и он спросит: «О Гурудев, как мне сделать это?» Например, духовный учитель попросит ученика: «Принеси мне воды».

– Гурудев, а если воды не будет, что мне тогда делать? Вам помыть стакан или не надо? Вам какую воду, горячую или холодную?

Такого человека нельзя назвать слугой, он не севака.

Если же человек вообще отказывается исполнять указания духовного учителя, тогда он не севака, а бака – цапля (см. примечание 2). Мы должны быть настоящими севаками, такими как Говинда, как Шрила Джива Госвами, как Шри Шьямананда Прабху, Шрила Нароттама дас Тхакур и Шриниваса Ачарья. Мы должны стать такими севаками, как Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, который служил Шриле Гауракишоре дасу Бабаджи Махараджу. Мы должны служить своему духовному учителю также, как служил мой Гурудев – он смиренно вручил свою жизнь и душу своему Духовному Учителю, и отдал всего себя исполнению его воли.

Если вы хотите обрести бхакти, тогда у вас должна быть гуру-ништха, непоколебимая глубокая вера в духовного учителя, тогда милость Кришны придет к вам. Все священные писания возносят бесконечную славу Шри Гуру. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур написал «Шри Гурваштаку», каждый ее стих описывает истинную славу духовного учителя. В Германии я объяснял вам эти стихи, особенно стих самсара-даванала-лидха-лока-транайа карунья гханагханатвам. Гурудев – это концентрированная милость Кришны. Что делает Духовный Учитель? Шри-виграхарадхана-нитья-нана – он постоянно служит Шри Виграхе - лично Кришне и лично Радхе. Он непосредственно служит Божеству, предлагая угощения и проводя арчану. Он постоянно совершает шраванам, киртанам, смаранам и так далее. Он предлагает Кришне четыре вида наиведьи (блюд), а затем вместе со всеми преданными почитает этот прасад. Духовный Учитель никогда не почитает прасад один.

Шри-радхика-мадхавайор апара – духовный учитель всегда жаждет насладиться во всей полноте гуной, рупой и намой – качествами, образом и именами Радхи и Кришны. Более того – никунджа-йуно рати-кели-сиддхай. В этом стихе описываются очень сокровенные качества Гурудева. Именно поэтому дальше говорится, что Гурудев это сакшад-дхаритвена. Духовный учитель это не Хари, он харитвена – он обладает всеми качествами Хари. Духовный учитель – не Кришна и не Махапрабху, но у него есть все качества Кришны и Махапрабху. Он вечный, возвышенный и приближенный слуга Радхи и Кришны.

Многие преданные спрашивают: «Будет ли у нас в следующей жизни тот же самый гуру, который дал нам сейчас посвящение, или это будет другой гуру?» Если это был ненастоящий гуру, и у него не было осознания своей изначальной природы, т.е. он не является уттама-адхикари, тогда в следующей жизни будет другой гуру – Кришна позаботится об этом. Если гуру это каништха-адхикари, начинающий преданный, как например вартма-прадакшика-гуру, не осознавшая себя душа, тогда его сменит другой гуру. Истинный духовный учитель не меняется. Он всегда, везде и во всем помогает своим искренним ученикам.

У истинного гуру есть много «одежд», которые он время от времени меняет, но сам он неизменен. Как, например, Шри Чайтанья Махапрабху – это тот же Господь Кришна. Или Шри Гададхара Пандит – это та же Шримати Радхика. Подобным же образом, гуру всегда один и тот же. Гуру один. Его внешний облик может меняться – он может быть побрит и с шикхой, может быть в белых одеждах, а может быть в одеждах санньяси, но это одна личность.

Старайтесь понять то, о чем я говорю. Преданный не может совершать сокровенное служение Радхике, находясь в мужском теле. Когда гурудев служит Божественной чете Радхе и Кришне, он делает это в облике гопи. Поэтому в гуру-мантре говорится – кришна нандая дхимахи, а затем – прачодаят. Ученик молится: «Будь милостив и раскрой мне то, как ты служишь Шри Кришне и Шримати Радхике». Тогда гуру может раскрыть себя ученику. Иначе почти невозможно узнать эти глубокие истины о духовном учителе.

Нарада иногда является как Мадхумангал, но личность это одна и та же. Он может приходить во множестве обликов – как Шривас Пандит, как Нарада гопи, и во многих других. Если ученик осознал, кто его гурудев или, иными словами, если гурудев открыл себя такому ученику, тогда он всегда будет учителем этого ученика. Именно он всегда будет помогать вам, и пусть вас не сбивают с толку его одежды или его облик.

Если это истинный гуру, даже если он находится на уровне мадхьяма-уттама, тогда Кришна и Махапрабху будут действовать через него, потому что он Их представитель. Его послал Кришна, это Он все устроил.

Бывает так, что обычный человек, не обладающий качествами гуру, выполняет роль семейного гуру (кула-гуру). Если его ученик относится к нему как к представителю Кришны, и у этого ученика есть материальные желания, тогда они будут удовлетворены. Это произойдет потому, что ученик считает своего гурудева представителем Кришны. Если его желания не исполнятся, он во всем будет винить Кришну, поэтому Кришна обязательно исполнит желания такого ученика. Но даже если учитель это простой семейный гуру, ученик все равно должен быть искренним. Если у него нет искренности, тогда он ничего не добьется. Шрила Санатана Госвами написал, что даже если человек поклоняется соломинке, видя в ней представителя Кришны, он получит какое-то благо.

Старайтесь всегда следовать указаниям гуру и вайшнавов. Оказывайте почтение всем вайшнавам, иначе вы не сможете служить духовному учителю, потому что он не будет доволен вами.

Вопрос: У Шрилы Прабхупады Бхактисидханты Сарасвати Тхакура было много учеников. Не все из них завершили свой духовный путь и стали осознавшими себя душами, кто будет их духовным учителем в их следующей жизни?

Шрила Гурудев: Шрила Прабхупада в том или ином облике придет к ним. Это объясняется в «Шри Брихад-бхагаватамрите». Духовный учитель Гопа Кумара вновь и вновь приходил к нему, в его разных жизнях, разных местах и при разных обстоятельствах. В итоге он сказал Гопа Кумару: «Я от всего сердца благословляю тебя! Отправляйся прямо сейчас на Голоку Вриндавану!» И Гопа Кумар тут же оказался на Голоке Вриндавана.

Примечания:

1. Во время одного из паломничеств по Враджа-мандале Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж сказал собравшимся преданным: «Я знаю, кто из вас пишет друг другу любовные письма. Если вы придете ко мне и признаетесь, что вожделение мучает вас, тогда я помогу вам и избавлю вас от него. Но если вы будете скрывать это, тогда ваше вожделение все сильнее и сильнее будет опутывать вас, и вы, в итоге, отправитесь в ад. Я знаю все, о чем вы думаете. Если вайшнав не знает ваших мыслей, тогда это не вайшнав».

2. На следующий год, во Франции, на одной из лекций по гуру-таттве Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж сказал: «Шрила Рупа Госвами написал: вишрамбхена гурох сева. Что значит – совершайте сокровенное служение Гурудеву. Что означает «сокровенное служение»? Это означает, что гурудеву мы можем раскрыть свое сердце. На западе это норма принимать душ обнаженным. В Индии люди, как правило, прикрывают свою наготу. Однако сейчас индусы перенимают западные привычки. Как бы то ни было, когда вы находитесь в ванной комнате без одежды, вы не стыдитесь зеркала, потому что оно не человек. Оно отражает вас самих. К гурудеву нужно относиться таким же образом, он подобен зеркалу. Он наш близкий друг. Перед гурудевом мы можем широко раскрыть свое сердце, как книгу, чтобы он прочел, что в ней написано. От него нечего скрывать. Если вы пытаетесь что-то скрыть от духовного учителя, тогда это будет двуличием. Он спросит вас:

– Как у тебя, все хорошо?
– Да, все в порядке
– У тебя какие-то проблемы?
– Нет, все нормально.

Ученик не признаётся, в том, что у него роман с подружкой или в чем-либо еще. Разрушительный эффект от такого двуличия будет подобен атомной бомбе, хотя поначалу все может казаться очень безобидным. Преданный может думать: «Нет, гурудеву не нужно об этом знать, иначе он будет ругать меня и насоздаёт мне проблем». Вначале такое пренебрежение духовным учителем будет подобно маленькой прорехе, которая затем превратится в огромную дыру, через которую сможет пройти слон. Не пренебрегайте духовным учителем.


Пер. с англ.: Расасиндху дас, Пермь 2008г.
Набор текста: Лалита Кишори д.д., Пермь 2008г.
Корректор: Джаянти д.д., Сургут 2008г.

"Ведические истины представляют собой безупречное, свободное от ошибок, описание реальности".

(Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, "Шримад-Бхагаватам", 2.4.23 комм.)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2017